Несколько советов: как мотивировать ребенка на учебу, как заинтересовать

Как мотивировать ребенка учиться

Здравствуй, дорогой читатель! Что является самой распространенной проблемой для ребенка? Разумеется, учеба. В детской голове проносится вечная фраза: “Как мне надоела эта школа, сколько можно делать эти уроки!”.

Дети часто начинают зависать за компьютерными играми и всяческими способами избегает учебу и идет в школу как на каторгу – в результате плохие отметки. При этом родитель соответствующе начинает реагировать: орать, угрожать, заставлять, сравнивать с успешными учениками и т.д. Думаю, тебе это все знакомо.

Поэтому сейчас будем разбираться, как правильно мотивировать ребенка (школьника) на учебу в школе, что при этом нужно делать, чтобы сохранить с ним теплые отношения и не портить друг другу настроение. Потому что гармония в семье – это очень важный аспект.

Ты же не хочешь, чтобы твой ребенок потом вспоминал все эти негативные моменты и во взрослой жизни проецировал на своих детей. Наверное, пора уже выработать правильный подход и наладить нужную связь с ребенком.

У меня у самого трое детей: 6 лет, 12 лет, 15 лет. Практика воспитания у меня уже не маленькая. Пробовал по-разному мотивировать их на учебу и не только. В итоге пришел к заключительному и более эффективному способу, которым хочу поделиться.

Как мотивировать ребенка на учебу | Что такое мотивация

Как мотивировать ребенка на учебу

Сейчас речь пойдет о фундаментальных понятиях мотивации, потому что это необходимо, чтобы в твоей голове произошел щелчок и выработалась новая модель поведения, а для ребенка нужная атмосфера, которая необходима для учебы.

Для начала разберемся, почему ребенок не хочет учиться? Что такое мотивация и какие бывает её виды? Этот термин обозначает побуждение к действию, дающее направленность. Мотивация бывает как внутренняя, так и внешняя.

Внутренняя мотивация отличается от внешней тем, что побуждает действовать из внутренних мотивов, т.е. не используя внешние факторы: деньги, игры, сладкое, поход в кино и т.д. В этом случае школьником движет интерес.

Если у него есть внутренняя мотивация, то он начинает творить чудеса, делает это с улыбкой и не может оторваться, вкладывая в свое занятие душу. Вспомни себя – если у тебя нет интереса к чему-то, ты с полной отдачей будешь это делать? Наверное, нет.

Мотивация для детей

А вот теперь представь, что внешние мотивы – это угрозы, а не поощрения конфеткой, и причем угрозы со стороны родителей: “Быстро садись за уроки! Попробуй только получи двойку!”.

Именно таким образом родителям гораздо проще и легче действовать, потому что, во-первых, не надо думать, какой к ребенку организовать подход, к тому же еще что-то необходимо читать для этого, а во-вторых, – это модель поведения тянется еще с былых времен.

Из этого следует: заставлять ребенка что-то делать и мотивировать извне – неэффективный способ воздействия, даже если ты мотивируешь шоколадкой или покупкой телефона. В это время в голове будут мысли: “как добиться цели быстрым и неправильным путем”. Например: “Пожалуйста, поставьте мне пятерку, а то мне папа не купит телефон”.

Как мотивировать ребенка к учебе

Более того, этот способ приведет к тому, что твое чадо будет постоянно требовать взамен какой-нибудь ценности и начнет торговаться: “Если я пятерку в четверти по математике получу, ты мне купишь новенький Айфон?”

Нужно понять одну простую истину – внешними воздействиями ничего не получится добиться. Чтобы человек учился, надо в корень глядеть и пробудить в нем самостоятельный интерес, так скажем, драйв, тогда эффективность будет гораздо выше.

А теперь разберемся, как в ребенке пробудить внутреннюю мотивацию – интерес к учебе, чтобы он стал испытывать удовольствие от процесса получения информации. Это будет посложнее, чем просто заставлять.

Как лучше мотивировать ребенка к учебе | Данные эксперимента

Как заинтересовать ребёнка учёбой

В 1925 году проводился эксперимент, где хотели выяснить, что воздействует на учеников: критика, поощрение, игнорирование или полное игнорирование. И все эти группы получили одинаковые задания.

Потом каждую из них по отдельности вызывали судьи. И ту группу, которая относилась к критике, поругали за совершение ошибок, группу “поощрения” – похвалили за проделанные задания, – на счет группы “игнорирование” ничего не сказали, хотя присутствовали в зале и видели демонстрацию предыдущих учеников. А группу “полное игнорирование” – даже не позвали.

В результате начали наблюдать, как ученики начнут проявлять себя в учебе. И выяснилось, что та группа, которую полностью проигнорировали, показала наихудший результат, а та, которую поименно похвалили, улучшила свои показатели на 70%.

Из этого следует, что критика носит отрицательный характер, и только похвала и позитивное отношение способны зажечь искру. Необходимо наставлять, периодически напоминать и говорить: “Ты сможешь, давай еще раз попробуем,” вместо очередного оскорбления достоинства, что занижает самооценку.

Как привить ребенку желание учиться

Иногда, возможно, ему самому хочется что-то сделать: сесть за уроки и хорошо во всем разобраться. Но родитель начинает все портить, высказывая: “давай быстро садись за уроки”. И у него автоматом в силу принуждения пропадает интерес к учебе... с таким-то родительским отношением.

Поэтому любые высказывания: “Не будешь учиться – дворником станешь”, “Ты двоечник”, “Какой ты лентяй” и т.д. загонят детей только в минус. И в дальнейшем у него не будет появляться уверенность в своих силах.

Ребенок в любом случае имеет право на ошибку, тем более, что старается познать мир. Не надо заведомо давать ему ложные саморазрушающие установки, типа: “Какой из тебя отличник!”.

Родитель должен, наоборот, создавать атмосферу поддержки и к оценкам относиться спокойно. Помни, что каждый ребенок уникален, он не обязан учиться на пятерки, отметка – это субъективная оценка учителя.

Может, он старается понять, но не может этого осилить или мешают ему это сделать, конечно, когда вокруг все долбят – дома родители, в школе учителя. И тут вопрос: а где благоприятная атмосфера? Где защита? Где понимание? Где, наконец, реальная помощь? Он же не щенок, чтобы тыкать мордочкой...

Ребенок от обучения не должен испытывать боли.

Поэтому родителю, в первую очередь, нужно набраться терпения, сдерживать себя и относиться к отметкам совершенно спокойно. Он же не виноват, что папа с мамой не могут контролировать свои эмоции.

Почему у ребенка нет интереса к учебе | как привить ребенку желание учиться

Прочитав много информации, послушав некоторых психологов, я выдвинул несколько, на мой взгляд, очень важных пунктов, как мотивировать ребенка на учебу, на которые необходимо обратить внимание, чтобы разобраться в проблеме – почему ребенок не хочет учиться.

  1. Не умеет учиться.

  2. Начиная с раннего возраста, когда обычно детей отдают в подготовительные школы, их начинают обучать азам самой учебы. Они учатся работать с информацией, обрабатывать ее, запоминать и т.д. Тем самым приучаются что-то впитывать в себя, проявлять любопытство.

    И потом, когда уже начинают ходить в школу, навык “учебы” могут спокойно применять. Поэтому многое таким детям дается легко, они знают, как слушать, запоминать, структурировать информацию и, главное, им это интересно!

    Это значит, что главная функция в подготовительных школах – научить ребенка любить учиться. И для этого необходимо регулярно заниматься с ним дома, узнавая что-то в виде интересной игры, поддерживая своей мимикой. Это фундамент всего, потому что дальше ребенок самостоятельно по умолчанию будет во многих предметах проявлять интерес, и действие “учиться” не будет отпугивать.

    Помню меня в первом классе заставляли выучить стих и, разумеется, ничего не получалось, потому что учил в первый раз и желания что-то запоминать не испытывал, потому что не был развит навык учиться, я не понимал, как это делать. Стоит полагать, что родители стали сердиться – повышать голос и т.д.

    Но никогда не поздно научиться этому навыку, просто для этого нужна коммуникация, надо в игровой форме потихоньку все объяснять, именно так, чтобы школьнику было интересно, не скучно. Если сам не знаешь, как это сделать, то найми хорошего репетитора.

    И если твой ребенок еще не может выполнять элементарные упражнения и плохо все понимает, тогда вместо первого класса лучше усердно, в игровой форме, подготовиться к школе.

  3. Не знает зачем учиться.

  4. Это самая распространенная проблема. В основном уже в подростковом возрасте, человек начинает задумываться: “А на кой мне учиться, все равно ничего не пригодится, ведь так и родители говорят”. Это только первое время, до 3 класса, он учится, потому что делает всё ради родителей, а потом…

    Признаться, я тоже долгое время думал: “какой смысл многое учить, зубрить, если, допустим, та же математика после 5 класса никому не нужна”. Но потом пришло осознание, что мы учимся не только ради знаний. Обучаясь, мы вырабатываем нужные качества: целеустремленность, терпение, усидчивость, преодоление сложностей – в жизни все это необходимо.

    К тому же ребенок на этапе обучения определяется, где он силен – в каких предметах, и где хочет дальше развиваться. Единственная проблема, что наша образовательная система далека от идеала, и многие школы готовы всех обучать под одну гребенку, не зависимо от того, какие у человека способности – гуманитарий он или технарь.

    Поэтому не стоит своему ребенку заявлять, что ты не видишь смысла учить математику, алгебру и в целом другие предметы, но при этом заставляешь учиться, потому что, надо! Вместо этого лучше рассказать, как в школе было хорошо, что там нравилось, какие качества там воспитали и тому подобное.

    И чтобы смысл был в учебе, нужно чтобы ребенок понимал, какую профессию хочет иметь в будущем, хотя бы примерно. Это даст ему стремление, а родителю возможность объяснить, как прийти к этой профессии, какие навыки нужны, какие предметы особенно нужно изучать и т.д.

    И будет полезным, если ребенку будет объясняться на примере, где это учение можно применить на практике. Например, русский язык нужен для того, чтобы не допускать грамматических ошибок, когда хочешь написать кому-нибудь записку, или геометрия пригодится в строительстве, когда нужно построить стены, крышу… Чем точнее пример, тем лучше.

  5. Гиперопека.

  6. Бывает, что у ребенка нет самомотивации из-за того, что с самого детства родители не давали ему что-то делать самостоятельно. Начиная чуть ли не с первых шагов выполнять за него все обязательства, которые тот сам поначалу хотел выполнять, а потом привык к тому, что за него все делают родители: решают задачи, рисуют за него, наводят порядок.

    Причиной этому может быть тревога родителей, которые думают, что ребенка могут плохо оценить в обществе, а значит их самих. И начинают за свое дитя выполнять домашнюю работу и со всех сторон опекать.

    Потом это проблема укорениться и чадо вообще перестает напрягаться, потому что у него будет отсутствовать самомотивация. Он будет понимать: как бы родители не орали, все равно за него проблемы решат.

    Поэтому очень важно давать детям возможность доводить дела до конца самостоятельно, чтобы потом не манипулировали тобой, например: “Мам, у тебя очень хорошо получается решать задачи”. Родитель может подсказать, научить, но не надо за него все делать!

  7. Проблемы в школе.

  8. Не стоит забывать, что у детей в школе может быть масса проблем: обижают сверстники, учитель давит, закопался в темах и не может в них разобраться. Во всем этом нужно разбираться и решать эти проблемы, чтобы снять все болевые точки. Как можно учиться, если столько проблем?

    Нужно за ним понаблюдать, поспрашивать, как в школе, что мешает ему учиться? Потому что всегда можно ему помочь и исправить ситуацию. Главное – не затягивать до последнего.

    Если школьник запутался в темах или ему непонятно, как объясняет учитель, то нужно изучить эти темы вместе с ним, причем научив пользоваться разными источниками, что даст ему представление, что черпать информацию можно не только из учебника.

    Ну а если сверстники обижают, то нужно попробовать поговорить с родителями, перевести в другой класс или поменять школу. Да, я не спорю – это очевидные вещи, но этим хочу сказать, что эти проблемы надо устранять, иначе твоему ребенку будет сложно сфокусироваться на учебе при таком отрицательном эмоциональном фоне.

    Есть один способ, как определить, что чувствует ребенок по отношению к школе – нравиться ему туда ходить или нет. Для этого попроси его нарисовать школу, и уже по рисунку поймешь, что к чему. Для подростков это уже, наверное, не прокатит, хотя попробовать можно.

    Первые признаки того, что ребенок к школе относится хорошо, когда краски на рисунке яркие. Если тусклые, то, скорее всего, настрой негативный. Если много стирает ластиком или рисует неровные линии, то это говорит о тревожности. Конечно, по рисункам тяжело нам, родителям, судить, для этого есть психологи, которые могут более детально разглядеть эту картину.

Как я мотивирую своих детей к учебе | делюсь опытом

Как мотивировать ребенка на учебу

У меня трое детей, и к каждому необходимо подбирать свой подход. Все у меня проходили подготовительную школу и приходилось обучать их еще самостоятельно. Но не с каждым было легко и просто.

Начну с самого старшего сына Павла, которому уже 15 лет. Он с раннего детства обучался очень легко и проявлял такое качество, как усидчивость. Вся входящая информация очень хорошо им усваивалась, поэтому в школе до 5 класса учился почти на одни пятерки. После начал скатываться по некоторым предметам в связи с тем, что потерял к ним интерес.

В этом случае я начал его подгонять, прикрикивать, мол, чтобы таскал только хорошие отметки – я-то знал его возможности. Но потом понял, что по несколько причинам надо оставить его в покое.

Во-первых, Павел был увлечен учебой, но только историей, даже по этому предмету становился лучшим учеником школы. Во-вторых, много читал разной литературы. В-третьих, отметки у него были на уровне хорошиста.

То есть он выбрал свое увлечение, которое регулярно по сей день развивает. И в этом я не вижу никакой проблемы, а наоборот – это здорово. Поэтому я ему не мешаю и почти не лезу в отметки, а напротив стараюсь развивать в нем ответственность и умение решать свои проблемы самостоятельно.

Тем более он подросток, а это значит почти взрослый. И я принял решение, что не буду на него давить и буду давать свободу для принятия собственных решений, только в пределах разумного. Иногда приходится ограничивать, и в большинстве случаев – это компьютерные игры: пока еще не знает меры.

Совсем недавно я требовал, чтобы сын подтягивался, но потом ему сказал: “я не буду тебя контролировать, если захочешь, то самостоятельно примешь решение заниматься на турнике”.

С младшим сыном Алексеем, которому 6 лет, дела обстоят с учебой примерно также, как и у Павла. Хоть он еще не пошел в первый класс, но в подготовительной школе показывал очень хорошие результаты.

На учебу я его еще с раннего детства настраивал: объяснял, зачем ему нужно учиться и где это все может пригодиться. Постоянно хвалил, когда тот что-то делал сам, например, решал небольшую головоломку – говорили какой умный и что схватывает все на лету. Я старался и стараюсь постоянно ему об этом напоминать. Поэтому с тягой к обучению проблем не возникало.

В итоге к 6 годам Алексей знает таблицу умножения, умеет делить, складывать, вычитать, читать, писать и многое другое. Для него еще хорошим примером послужил Павел, который демонстрирует изредка свои познания – умничает :) Иногда они вместе сидят и что-то изучают.

Правда, был у меня случай, за который мне до сих пор стыдно: когда у него были соревнования по кикбоксингу, он немного не справился, хотя до этого мы с ним дополнительно тренировались еще дома. И я потом поворчал: “Алексей, да как ты мог, в чем дело?”. Но потом осознал свою ошибку, исправился и объяснил, что он молодец, и что хорошо постарался. Он тогда второе место занял, а я дурак еще возникал.

Если с двумя детьми проблем особых не было, то, видимо, сверху посчитали, что нам надо помучиться и разгадать подход к дочке Ане, которой уже 12 лет. С ней-то нам пришлось понервничать. Она и учеба – вещи были несовместимые, как только до этого я не пробовал мотивировать ее к учебе.

Я старался объяснять, как умел, но нервы начали потихоньку сдавать, потому что складывалось такое впечатление, что Аня просто ленится и больше ей ничего не нужно. Приходилось прикрикивать на неё, где-то наказывать, но в общем проявлялась вся эта эпопея в классическом виде. К тому же она частенько демонстрировала свой характер: спорила, умничала, обманывала регулярно.

И постепенно я начал понимать, что у нас к ней уже сложилось предвзятое отношение: что ума у нее мало, что братья вон какие – как учатся, а она ничего не может и главное, не хочет. И пытались наладить с ней отношения, относились к ней по-доброму, но надолго нас не хватало.

И меня осенило, что мы сами потихоньку запрограммировали её на отрицание к учебе, вместо того, чтобы изначально набраться терпения и попробовать с ней по-другому позаниматься, например, используя игровую форму, репетитора и т.д.

Мы особо её не хвалили, а вместо этого сравнивали с братьями и критиковали – при таком подходе нереально заставить учиться, ключевое слово ЗАСТАВИТЬ, а не выработать внутреннюю мотивацию.

В результате мы изменили к ней отношение, перестали на неё давить с учебой, начали регулярно её хвалить и уделять ей внимание. И в итоге дочь стала меняться, сама стала садиться заниматься дополнительно математикой (с этим предметом у нее особые были проблемы). И в целом характер её начал приятно удивлять.

Иногда мы с ней обучаемся – я закладываю интерес к общеразвивающим темам, а она, умничка, старается проявлять к этому интерес, но как только я по старой привычке начинаю на нее немного давить: “А почему ты не выучила? Почему плохо повторила?” То у неё сразу начинает появляться напряжение в теле и возникает протест против учебы. И появляется стена, которую уже нереально пробить, говоришь как об стенку горох.

Поэтому я понял, что с неё полностью необходимо снять все болевые точки, в качестве напряжения и давления с нашей стороны, и предоставить атмосферу для обучения. И ни в коем случае не разрушать её внутреннюю мотивацию своими высказываниями, а, наоборот, поддерживать и наставлять её.

Мы иногда играли в минифутбол, дурачились, и она никогда не хотела играть в нападении, потому что всей ей говорили: “Аня, ты не умеешь, тебе только на воротах стоять”. Потом я ей сказал: “Аня, сыграй, пожалуйста, в нападении, если проиграем, мне будет все равно, я не расстроюсь”.

И в процессе игры постоянно её поддерживал, говорил, как она хорошо справляется. И заметил, что у неё действительно стало намного лучше получаться, и мы даже победили, чего в принципе никто не ожидал.

В итоге я заметил, что важно еще с детьми проводить побольше времени, тогда они начинают открываться и делиться своими некоторыми проблемами, например, в школе, а это очень важно.

Выводы

Для ребенка главное создать благоприятную атмосферу в виде правильного настроя к нему, где надо вовремя похвалить, помочь разобраться в школьных проблемах, где-то выслушать и правильно все разъяснить. И во всем этом, конечно же, нужно иметь терпение. Но результат не заставит себя долго ждать, и ты удивишься, что именно такой подход будет вдохновлять учиться в школе.

Я думаю, ты понял, что зависит от родителей, как будет мотивирован ребенок на учебу. Не стоит забывать, что самая уважительная и тяжелая профессия – это родители. Уделяй детям время, старайся их понять и меньше ругай, и в вашей семье будет мир и согласие.

У меня к тебе вопрос: какие у тебя взаимоотношения с ребенком и как он учится, как ты мотивируешь его на учебу? Надеюсь, эта заметка для тебя была полезна, и не забывай подписаться, до скорой встречи в других статьях.

С уважением, Иван.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO IdeaPad

Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO IdeaPad Intel Core i3-5, 8ГБ DDR4, SSD, Windows 10

2 комментария

  • Аватар комментатора Лариса Лариса
    Замечательная статья, спасибо)) Я просто подумала, сколько нужно потратить времени и сил..проявлять фантазию и желание, чтобы действительно, всё это работало и дети не теряли интерес..
    Ответить
    1. Аватар комментатора Иван Лежнёв Иван Лежнёв
      Лариса, втягиваешься постепенно в процесс мотивации и уже голова просто начинает генерировать множество разных идей, при том, что дети постоянно еще просят вести какую-нибудь мотивационную систему, но иногда делаю перерыв, чтобы дети соскучились по таким играм.
      Ответить

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение