Как правильно мотивировать ребенка на учебу и заниматься спортом, делюсь опытом!

Картинка к статье: как мотивировать детей на учебу - изображено трое довольных детей (два мальчика и одна девочка ), один мальчик с кубком в руке показывает большой палец вверх на фоне большой открытой книги

Сейчас я наверное затрону больную тему, у кого есть дети меня поймут, многие родители хотят чтобы их дети были умные, образованные и где-то лучше всех и это нормально. Мы хотим чтобы наш ребенок в будущем был счастлив и начинаем его заставлять насильно учиться, а он при этом оказывает сопротивление, протест против учебы и в целом против своего развития.

В этой заметке я расскажу, как мотивировать ребенка и даже подростка на учебу и на спорт, используя при этом мобильный телефон и другие устройства. Почему именно телефон? Да потому что у каждого уже есть смартфон и не только у взрослых, но и даже у детей, пора этот инструмент использовать.

Уже если честно накипело та ситуация, что все дети пялятся в телефон, не видя что происходит вокруг, ладно если что-то путное там изучали, да ведь нет, просто сидят в играх целыми сутками деградируя напрочь, куда смотрят при этом родители, неужеле им все равно!

Сразу хочу предупредить, вся в дальнейшем информация, это мое личное умозаключение, твое право, как поступать со своим ребенком и я делюсь этой рекомендацией потому что, есть положительные результаты, а у меня трое детей. Стоит учитывать во внимание, что психика у детей, у всех разная, если тебе интересно, тогда продолжим...

Проблема мобильных игр

Как-то в один прекрасный момент, прихожу я с младшим сыном на тренировку по кикбоксингу, как обычно переоделись и стали ждать пока нас запустят в зал. В это время наблюдаю, как толпа детей окружили одного мальчика, думаю, что там такого интересного? Зачем они столпились в одном месте?

Потом я уже разглядел, что там происходит и меня реально напугала ситуация, пришлось даже серьезно призадуматься и картина была следующая: у мальчика который находился в центре всех ребят, в руках держал волшебный кристалл и все вокруг, кто стоял рядом, обратили на него свой взор и не отрываясь смотрели на него.

Они все были как заколдованные, ни на что вокруг не обращали внимания, пока тренировка не началась и так почти каждый раз происходил подобный сбор вокруг кристала. Эту ситуацию можно увидеть в любом месте, особенно в школе.

фото троих детей которые играют в игру на мобильном телефоне (два мальчика и одна девочка)

Естественно ты догадался, что волшебный кристалл, это мобильный телефон. Стоит маленько задуматься, какие будут последствия для развития дитя, когда он даже в школе, может на перемене погрузиться в свой виртуальный мир.

Как ты думаешь, насколько в будущем этот маленький человечек будет приспособлен к окружающей действительности, если он каждый день по полдня проводит время за играми в телефоне? А потом еще зависает в компьютерных играх.

Таких детей, на самом деле, сразу видно, парой они очень закрытые и не очень общительные, а при слове компьютер их даже трясет, от того, как хочется поиграть, тебе наверное, все это знакомо!

Обычно такой ребенок, впоследствии не может связать двух слов и он в принципе ничего не хочет делать, а во взрослой жизни ему придется очень и очень не легко. Какое там будущее? Тут надо пройти второй уровень! Поэтому, эту проблему надо решать.

Создаем дефицит

Поскольку у ребенка чаще всего зависимость на игры в телефоне, то этот телефон нам и поможет, потому что мобильник всегда с собой и в любое время можно поиграть, да и потом, у него уже привычка, как появляется свободная минутка, надо сразу залипнуть в мобильнике или в планшете.

Но, планшет можно допустим забрать, а телефон, как никак, нужен для связи, поэтому надо постепенно прийти к тому, что тот самый мобильник будет великолепным мотиватором, так скажем морковкой, достаточно только наладить небольшую систему, все сделать просто, как два пальца об асфальт, и система будет работать великолепно!

Ты должен понимать и уяснить, что мотивируя ребенка на учебу или на развитие в чем-то, все это в будущем для него принесет большую пользу, ты не просто вдохновляешь его желанием, ты его направляешь что делать, а что нет и не надо опускать сразу руки, если что не получается, просто к каждому ребенку нужен свой подход.

Какие действия?

И так, для начала надо ему урезать время препровождения в телефоне, а также вдобавок на планшете, на компьютере, вообщем, там где виртуальный мир. Потому что, если ограничить только на телефоне, то он может компенсировать, играясь на других устройствах .

Ты должен иметь полный контроль над устройствами, постепенно уменьшая время, все больше и больше, это очень важно! Ключевое слово ПОСТЕПЕННО, чтобы не было у ребенка истерики.

Говоришь ему: "дорогой мой Петя, ты в игры будешь играть не более 2 часов в день". Проходит неделя, потом еще уменьшаешь время, ссылаясь насколько это вредно и что ты заботишься, а его здоровье, зрении и т. д. И можешь предложить ему альтернативные виды занятий, сходить например на улицу погулять, в карты поиграть, настольные игры и т. д.

Конечно ты можешь сразу время урезать до минимума или вообще лишить, но у ребенка может быть стресс, обиды и т. д. Представь, если тебя сразу чего-то лишат! Поэтому у всех дети разные и по разному реагируют, надо смотреть на реакцию, я допустим сразу отрезал путь к виртуальному миру, потому что они у меня в принципе не привыкшие играть.

В результате, ты для него создаешь дефицит к его ЛЮБИМЫМ играм, он начнет определенно ценить, то прошлое время когда проводил за играми, а лучший вариант - это купить ему кнопочный телефон, то есть без операционной системы, типа Андроида.

Потому что, как бы ты не ограничивал, он может от тебя втихаря играть и при этом свято смотреть в глаза, что он даже не прикасался к играм, особенно есть возможность поиграть в школе. На худой конец, можно удалить у него все игры, с выключением интернета, если не хочешь кнопочный давать.

Когда я своему старшему сыну Павлу запретил играть в телефоне, мне приходилось долго ему верить, что он действительно не играет, он постоянно ходил купаться в ванную, под предлогом, что он “Ихтиандр”.

И как-то раз, он просто забыл закрыть ванную и попался на 10 уровне игры, потом еще несколько раз давал ему шанс и это все оказалось бесполезным делом.

Обязательно надо проводить с ним, так скажем, поучительные беседы, да и в принципе побольше разговаривай с дитем, выслушивай его мнение, спрашивай, как дела в школе, вообщем интересуйся личной жизнью ребенка, за счет этого, у него увеличится к тебе уровень доверия.

Будь готов к тому, что когда ты ему запретишь телефон и другие устройства, он будет постоянно ходить и ноющим голосом упрашивать тебя, самое главное не ведись на уговоры, иначе ТРЫНДЕЦ ВСЕМУ!

Постепенно он привыкнет в течении месяца к такому ограниченному режиму и немного успокоится, а ты при этом создашь очень вкусную морковку или мативашку, главное чтобы он понял, что ты действительно серьезно лишаешь или сильно ограничиваешь его в виртуальных играх и не проявишь нигде слабину.

После того как ребенок привыкнет к ограничениям, пора приступить ко второму шагу и воспользоваться мотивацией, НАПРИМЕР К УЧЕБЕ.

У меня дети, до сих пор, не сидят за играми на всяких устройствах и привыкли к этому состоянию, поэтому, это вопрос времени, главное их постоянно контролировать.

Как мотивировать ребенка учиться

Наконец мы подходим к тому, что мотиватор у нас готов и я хочу дать по этому поводу рекомендации родителям по мотивации детей к учебе, с учетом того, что с ребенком очень легко договориться, если у тебя есть, что взамен ему предложить.

Задай себе вопрос, чему ты хочешь научить дитя, может у него есть какие-то слабые стороны, например: чрезмерная стеснительность, плохо считает, читает, размышляет и т. д. Может какие-то предметы в школе надо подтянуть.

На самом деле, когда начинаешь изучать своего ребенка, там реально не паханное поле, ты что думаешь, он сам всему научится, не будь наивным, если ему не нравится учиться, то сам он точно, ничего не будет делать , надо ему обязательно помочь.

Предположим, ты хочешь чтобы он начал приносить хорошие отметки со школы, нарисуй ему интересную схему в виде достижений на бумаге или доске, дай ему возможность тебе помочь это сделать, чтобы он тоже внес туда свою лепту.

На схеме изобрази несколько ступеней, где каждая ступень будет означать определенную награду, например, за неделю надо получить хорошие отметки:

  • первая ступень, игра на телефоне 1 час (надо получить одну пятерку или две четверки)
  • вторая ступень, игра на телефоне 2 часа (надо получить две пятерки или две четверки)
  • третья ступень, игра на телефоне 3 часа, плюс 100 рублей (надо получить три пятерки)

фото схемы на доске как просто и легко мотивировать детей в виде ступеней (от 1 до 3)

Вот здесь, как раз, телефон и сыграет ключевую роль, поскольку ребенок уже соскучится по нему, а точнее по играм на нем и будет готов ради него стараться развиваться и учиться, ну если это не будет работать, надо тогда плюсом предложить еще какие-нибудь плюшки в виде компьютера и телевизора, главное не борщить.

А на десерт, все конечно зависит от возраста, можно предложить карманные деньги, ну или съездить куда-нибудь развлечься и в итоге ребенок соглашается, потому что он в дефиците, а ты ему раз и все преподносишь на блюдечке… он при этом, начинает многое ценить! Хотя всякие дети бывают.

Самое главное, если мотивировать не телефоном , то надо найти у детей потребность, что они хотят, на что у них "голод", для этого можно их напрямую спросить, и они тебе все расскажут, до “Диснейленда” дойдет.

Можно как вариант, найди ему соперника, чтобы у него азарт проснулся к победе, это могут быть близкие друзья, просто надо озвучить призовой фонд "кто больше принесет хороших оценок за неделю, тому приз в виде 200 рублей."

Моя мотивирующая игра для детей

Я создал систему при которой можно зарабатывать баллы, для этого надо выполнять простые соответствующие задания, а в чем они заключались? Поскольку у меня трое детей: Леше 5 лет, Паше 14 лет, Анне 11 лет, каждому из них, я давал задания в силу их возраста, одному надо получить пятерку, второму рассказать стих и третьей выучить 10 слов английского языка.

За каждую выполненную задачу, они получали драгоценные баллы и их количество зависело от сложности задания, в дальнейшем эти баллы можно было обменять на какой-нибудь приз или награду, далее, я начал присваивать им должности, что-то вроде предоставлял возможность продвигаться по карьерной лестнице:

  1. Грузчик
  2. Кладовщик
  3. Менеджер
  4. Зам. Директора
  5. Директор
  6. Генеральный директор

Схема карьерного роста от грузчика до генерального  директора мотивирующей игры для детей (изображен: грузчик, директор, генеральный директор со стрелой вверх)

Чем выше должность, тем больше начисление баллов за одно и тоже задание, как ты понял, это получился еще один замечательный инструмент, для мотивации детей. Я им сказал: “Дети, если вы хотите расти по карьерной лестнице, то вам будут даваться отдельные задания более сложные, при выполнение которых, вы получите должность и сможете получать гораздо больше баллов”.

Далее, я посмотрел на них и добавил, “кто доберется первым до менеджера, тот получить особые привилегии, будет моим помощником, а также будет получать за это дополнительные бонусы.”

И тут началось, посыпалось куча вопросов, как? что? зачем? Я разложил им все по полочкам и почувствовал, что у них проявился к этому большой интерес. На все задания ставил ограничение по времени, допустим говорил: “Ребята все задания ровно в 20 00 должны быть выполнены и не минуты позже.”

Обязательно объяснил, что есть определенные правила и их не стоит нарушать, иначе будет штраф, что-то из разряда, "если будешь спорить, штраф 10 баллов." Старался всё сбалансировать, устраивал кроме учебных, также развлекательные задания: квесты или какие-нибудь поиски предметов.

В процессе любой системы, её надо либо развивать, либо придумывать новую, иначе система наскучит детям, да и тебе тоже.

Доходило до того, что я выдумал денежную валюту “Латты” и потом в дальнейшем давал задания посылая их на телефон в виде SMS, чаще всего это была какая-нибудь загадка, кто быстрее ответит, тот получить дополнительно 10 латт себе в кошелек.

Это на самом деле было весело и поучительно, у нас висел прейскурант, что можно купить на эти “латты”- шоколад, мороженое, поход в кинотеатр и т. д. После правильного ответа, они получали SMS с зачислением “латтов”, Паша у нас был олигархом :)

Если вопрос стоит , как мотивировать ПОДРОСТКА на учебу? То в этой игре, у меня участвуют дети 11 и 14 летнего возраста, поэтому эта мотивирующая игра не только для мелких.

Вообщем по разному экспериментировал, самое главное дети были довольные. Задания старался давать реальные, достижимые, чтобы морковка висела перед глазами. Можно использовать “Телеграм”, "Ватсап" или “Вайбер” (там вообще хороший функционал).

В этих мессенджерах можно оставлять аудио и видео сообщения, а это значит ты можешь прислать ему на телефон задания, используя видео формат, если ты еще подключишь какой-нибудь образ или манеру обращения к детям, что то вроде пирата (так в шутку), то будет реально весело, конечно все зависит от возраста детей.

Самое интересное, дети очень хорошо втягиваются в процесс мотивации, когда хотят вернуть возможность опять поиграть в телефон или на компьютере, ну или когда попадаешь в точку с какой-нибудь у них потребностью, это может быть банально поход в кино.

Мотивация ребенка к спорту

После того как я Лешу записал на кикбоксинг, мне захотелось его дополнительно тренировать дома и занимались мы постоянно одни, а потом мне пришлось задуматься, почему я не использую такой инструмент, как соперничество во время тренировки, поэтому в дальнейшем и Паше пришлось с нами тренироваться.

В чем заключалась суть, после каждого упражнения они зарабатывали очки, все зависело от того, кто сделает упражнение лучше или насколько они будут стараться выполнить его технически, иногда смотрел по ситуации, импровизировать практически приходится всегда, но задачи старался всегда ставить реальные.

В конце, кто больше заработает очков, получает кубок, который дает привилегии, их оглашаю перед тренировкой, например: игра на телефоне или на компьютере (работает четко), шоколадки, мармеладки, телевизор и т. д.

На тренировке результаты при этом сразу увеличиваются и идет прогресс, как только я заявлял “всё ребята, тренируемся просто без всяких кубков”, отдача уже была не такая. Кубок можно купить в магазинах, где продают спорт-товары.

Поэтому, если кто-то еще задается вопросом, как мотивировать ребенка заниматься спортом? То вот, пожалуйста, соперничество, это хороший метод мотивации, им иной раз уже ни какой приз не нужен, самое главное ПОБЕДА!

Пробовал такой метод, когда Леша тренировался дома один, БЕЗ СОПЕРНИЧЕСТВА, я взял стопку карандашей и сказал “соберешь в конце тренировки 10 карандашей, получишь награду в виде игры на планшете 1 час”, и за каждое упражнение, если он старался, я выдавал ему по карандашу.

При этом, я ему озвучивал,” Леша, если ты хочешь 2 карандаша, то ты должен отжаться не 50 раз, как на прошлой тренировке, а 53 раза и самое главное, надо сделать правильно и качественно, это упражнение” и после этого он охотно все выполнял.

Были такие моменты, когда он особо не хотел тренироваться, но стоило озвучить, что кто-то побил его рекорд, у него сразу просыпалась желание победить. Сейчас я даже дочь подключил к тренировкам и все хотят быть лучшими.

Один из главных моментов, заключается в том, что ребенка надо постоянно хвалить, восхищаться им, постоянно напоминать, как у него все хорошо получается т. е. он должен чувствовать себя значимым на 100%.

Заключение

Как ты видишь, мотивировать ребенка к учебе и спорту, очень просто, я бы сказал, очень увлекательно и весело, при этом можно использовать простой инструмент, как мобильные игры и любые другие потребности, вообщем, можно использовать по большему счету всё что угодно, главное чтобы его это интересовало, остается только создать ДЕФИЦИТ!

Надо постоянно экспериментировать, придумывать небольшие схемы и в конечном итоге получится буквально полный контроль над развитием ребенка, на мой взгляд так и должно быть.

И так у меня все. Спасибо, что дочитал мою заметку! Мне бы хотелось узнать, а как ты мотивируешь своего дитя? Напиши пожалуйста в комментариях. Если есть вопросы не стесняйся спрашивай, с удовольствием отвечу. Подписывайся на мой дневник, буду рад увидеть тебя в числе моих подписчиков!

С уважением, Иван.

Понравилась статья? Поделись!

2 комментария

  • Аватар комментатора Лариса Лариса
    Замечательная статья, спасибо)) Я просто подумала, сколько нужно потратить времени и сил..проявлять фантазию и желание, чтобы действительно, всё это работало и дети не теряли интерес..
    Ответить
    1. Аватар комментатора Иван Лежнёв Иван Лежнёв
      Лариса, втягиваешься постепенно в процесс мотивации и уже голова просто начинает генерировать множество разных идей, при том, что дети постоянно еще просят вести какую-нибудь мотивационную систему, но иногда делаю перерыв, чтобы дети соскучились по таким играм.
      Ответить

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение