Как правильно мотивировать ребенка на учебу

Обновлено:

Какая может быть самая распространенная проблема у ребенка? Разумеется – это учеба. В голове его проноситься вечная фраза: “Как мне надоела эта школа, сколько можно делать эти уроки!”

Ребенок часто начинает зависать за компьютерными играми и всяческими способами избегает учебу и идет в школу как на каторгу – в результате плохие отметки. При этом родитель начинает реагировать т.е орать, угрожать, заставлять, сравнивать с успешными учениками и т.д. Думаю тебе это все знакомо.

Поэтому сейчас будем разбираться, как правильно замотивировать ребенка учиться, что при этом нужно делать, чтобы сохранить с ним отношения и не портить друг другу настроение. Потому что гармония в семье – это очень важный аспект.

Ты же не хочешь, чтобы твой ребенок потом вспоминал все эти негативные моменты и потом во взрослой жизни проецировал на своих детей. Наверное пора уже выработать правильный подход и наладить нужную связь с ребенком.

У меня у самого трое детей: 6 лет, 12 лет, 15 лет. Практика воспитания с детьми у меня уже не маленькая. Испробовал разные способы мотивировать их на учебу и не только. В итоге пришел к заключительному и более эффективному способу с которым хочу поделиться.

Как мотивировать ребенка на учебу: основные понятия

Речь пойдет о фундаментальных понятиях мотивации, потому что это вполне достаточно чтобы произошел щелчок в голове и выработать у родителя новую модель поведения. Этого хватит чтобы ребенок чувствовал себя великолепно и стремился к успеху и счастливой жизни. Заметь я не сказал к пятеркам, четверкам а именно к успеху и счастливой жизни.

Для начала разберем, а что такое мотивация и какие бывает виды? Этот термин обозначает побуждение к действию дающий направленность, вектор… И она бывает внутренняя и внешняя.

Внутренняя мотивация отличается от внешней, тем что побуждает действовать из внутрених мотивовов т.е. не используя внешние факторы: деньги, игры, сладкое, поход в кино и т. д. В этом случае движет ребенком банальный интерес.

Если у него есть внутренняя мотивация, то он начинает творить чудеса, он делает это с улыбкой и не может оторваться вкладывая в свое занятие душу. Ты вспомни себя разве ты будешь что-то делать с огромной отдачей, если у тебя поистине к этому нет интереса.

А вот теперь представь, что внешние мотивы для ребенка это обычно угрозы и при чем со стороны родителей: “Быстро содись за уроки! Попробуй только получи двойку!” Таким образом действовать проще и легче, потому что, во-первых не надо думать какой к ребенку организовать подход, к тому еще что-то читать необходимо, а во-вторых, еще от родителей идет стереотипный подход воспитания.

Из этого следует ЗАСТАВЛЯТЬ ребенка что-то делать не эффективный способ воздействия, даже если ты мотивируешь шоколадкой или покупкой телефона. В это время у ребенка в голове будут мысли: “как добиться цели быстрым и неправильным путем”.

Если надо получит пятерку по истории, то ребенок может у учителя выпросить оценку: “Пожалуйста, поставьте мне пятерку, а то мне папа не купит телефон”. Более того, этот способ привед к тому, что твое чадо будет постоянно требовать взамен какой-нибудь ценности и начнет торговаться: “Если я пятерку в четверти по математике получу, ты мне купишь новенький Айфон”.

То есть по большому счету – это пятерка нужна только родителю, а не ребенку и как ты думаешь к чему это все приведет, если в реальности ему эти знания не интересны, а если не интересны, то все это пустые действия летят в мусорное ведро. И оценки он будет получать ради галочки под предлогом внешней мотивации.

А теперь нужно понять, а как в ребенке пробудить внутреннюю мотивацию, интерес к учебе, чтобы он удовольствие получал от процесса познания и никто его не мучал и в итоге в семье не было по этому поводу склоков.

В 1925 году проводился эксперимент, где хотели выяснить что воздействует на учеников: критика, поощрение, игнорирование и полное игнорирование. Все эти группы получили одинаковые задания.

Потом каждую группу по отдельности вызывали. И та группа, которая относилась к критике – учеников поругали за совершения ошибок, группа “поощрения” – всех похвалили за проделанные задания, группа “игнорирование” – на их счет ничего не сказали, хотя они присутствовали в зале и видели демонстрацию предыдущих учеников. А группа “полное игнорирование” – даже их не позвали.

В результате начали наблюдать, как ученики будут проявлять себя в учебе. И выяснилось, та группа которую полностью проигнорировали показала наихудший результат, а та которую поименно похвалили улучшили свои показатели на 70%.

Из этого следует, что только похвала способна в ребенке зажечь в нем искру. А лучше в целом позитивное к нему отношение, необходимо наставлять его и говорить: “Ты сможешь, давай еще раз попробуем”, вместо очередного оскорбления его достоинства, что занизет в ребенке самооценку.

Конечно, все дети разные и к каждому нужен индивидуальный подход. Положительное и позитивное воздействие на ребенка это хорошо и в иных случаях этого достаточно, но помимо этого надо обладать другими пониманиями – как помогать ему учиться. Как раз об этом мы будем говорить.

Почему ребенок не учится – причины и как действовать

Я почитав много информации, послушав некоторых психологов выдвинул несколько, на мой взгляд, очень важных пунктов, на которые необходимо обратить внимание, чтобы разобраться в проблеме – почему ребенок не хочет учиться:

  1. Не умеет учиться
  2. Начиная с раннего возраста, когда обычно детей отдают в подготовительные школы, их начинают обучать азам самой учебы. Они учатся работать с информацией, обрабатывать ее, запоминать и т. д. Тем самым они приучаются что-то впитывать в себя, проявлять любопытство.

    И потом в последующем, когда уже начинают ходить в школу, то навык “учиться” могут спокойно применять. Поэтому многое дается им легко, они знают как слушать, запоминать, структурировать информацию, пускай на примитивном уровне, но это лучше, чем ничего.

    Но беда в том, что многие не подготавливают своих детишек и отправляют сразу серьезно обрабатывать информацию, такой удар для маленького разума тяжело воспринимается.

    ученик это специальность – учить учиться

    Но это не значит, что раз ребенка отдал в школу, то ему всему там научат, очень важно самостоятельно проводить дополнительно обучение, чтобы ребенок закрепил свои навыки и был адаптирован к образованию, а не только умел пользоваться планшетом за развлекательными играми.

    Кстати, планшеты даже если имеют какие ты развивающие игры, то все равно сковывают воображения ребенка, потому что, там только нужно водить пальчиком и на этом все заканчивается. А другое дело, если он рисует – подключается моторика и нет ограничения в пространстве.

  3. Не знает зачем учиться
  4. Самая распространенная проблема у ребенка, в основном уже в подростковом возрасте, он начинает задумываться: “а на кой мне учиться, все равно ничего не пригодится, ведь так даже родители говорят”. Это первое время ребенок до 3 класса учится, всё делает ради родителей, а потом...

    Если признаться, я тоже долгое время думал так, но пришло осознание, что мы учимся не только ради знаний, потому что математика и другие предметы – могут так и не пригодиться в жизни.

    На самом деле это не так, обучаясь ребенок вырабатывает нужные качества: целеустремленность, терпение, усидчивость, преодоление сложностей, потому что в жизни не бывает все легко.

    Единственная проблема, что наша образовательная система далеко от идеала и многие школы, под одну гребенку, готовы всех обучать, независимо какие у ребенка наклонности – точные или гуманитарные.

    И бывают за неделю столько уроков математики поставят, что тяжело все перерабатывать – с учетом того, что многие не технари.

    Поэтому если ребенку говорить такие вещи: “Что ты не видишь смысла учиться в школе”, но требуешь от него положительных отметок, то это не разумно, у него от таких убеждений опустятся руки. В этом случае, лучше рассказать про себя позитивные моменты, которые были в школе.

    Ребенок изначально должен мечтать о какой-нибудь профессии – кем он хочет стать, – одним словом нарисовать себе примерную цель и тогда родителю проще будет объяснять какие качества ему понадобятся в будущем, или знания. В этом смысле, не обязательно во всем преуспевать – главное то, что ему действительно будет нужно.

  5. Критика от родителей
  6. Очень важно оберегать своего ребенка от всех деструктивных высказываний: “Не будешь учиться – дворником станешь”, “Ты двоечник”, “Какой ты лентяй” и т. д. Такой подход ребенка только в минус загонит. И в дальнейшем у него будет проявляться не уверенность в своих силах, нарушиться самооценка...

    Ребенок, в любом случае, имеет право на ошибку, тем более он старается познать мир. Не надо заведомо давать ему ложные саморазрушающие установки. Родитель должен наоборот создавать атмосферу поддержки и к оценкам относиться спокойно.

    Помни, что каждый ребенок уникален, он не обязан учиться на пятерки, отметка – это субъективное оценка учителя. Может просто ребенок старается понять, но не может этого осилить, а все его долбят – дома родители, в школе учителя.

    Ребенок от обучения не должен испытывать боли.

    Поэтому родителю, в первую очередь, нужно набраться терпения, сдерживать себя и относиться к его отметкам совершенно спокойно. Задача родителя спокойным методом привить в ребенке правильные качества. Он же не виноват, что папа с мамой не могут контролировать свои эмоции. И помни, если все запущено – результат не сразу будет.

  7. Гиперопека
  8. Бывает такая проблема, что у ребенка нет самомотивации из-за того, что с самого детства родители не давали ему что-то делать самостоятельно. Начиная чуть-ли не с первых шагов выполняли за него те обязанности, которые он сам по началу хотел выполнить, а потом привык, что за него все делают.

    Это называется тревога родителей. На их взгляд ребенка могут плохо оценить, а значит их самих – что они такие плохие. И начинают за ребенка выполнять домашнюю работу и со всех сторон его опекать.

    Поэтому очень важно давать детям возможность доводить дела самостоятельно, чтобы потом не манипулировали тобой, например: “Мам у тебя очень хорошо получается решать задачи”.

Выводы

Исходя из всего, за ребенком нужно наблюдать и быть ему другом, во всем помогать и наставлять его. Тогда будут созданы какие-то для него условия – учебная ситуация поменяется в корне.

У меня тоже были проблемы, которые всяческими способами пытался решить. И ругался и использовал внешние мотиваторы, но результата такого не было, потому что ребенку было не интересно.

Надеюсь тебе стали ясны фундаментальные вещи, на которые опирается продуктивность твоего ребенка. Не стоит забывать, что самая уважительная и тяжелая профессия – это родители.

У меня к тебе вопрос: какие у тебя взаимоотношения с ребенком и как он учится? Надеюсь эта статья для тебя была полезна, не забывай подписаться, до скорой встречи в других статьях.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO IdeaPad

Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO IdeaPad Intel Core i5, 8ГБ DDR4, SSD, Windows 10

2 комментария

  • Аватар комментатора Лариса Лариса
    Замечательная статья, спасибо)) Я просто подумала, сколько нужно потратить времени и сил..проявлять фантазию и желание, чтобы действительно, всё это работало и дети не теряли интерес..
    Ответить
    1. Аватар комментатора Иван Лежнёв Иван Лежнёв
      Лариса, втягиваешься постепенно в процесс мотивации и уже голова просто начинает генерировать множество разных идей, при том, что дети постоянно еще просят вести какую-нибудь мотивационную систему, но иногда делаю перерыв, чтобы дети соскучились по таким играм.
      Ответить

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение